04.04.2011
Еще до прихода весны потекли финансовые ручейки в сторону работ по обеспечению транспортной безопасности в России. Раз уж государство взялось обеспечить безопасность своих граждан на транспорте, давайте рассмотрим, как именно оно собирается это сделать.
Закон и финансирование -- вот два инструмента, которыми пользуется государство в деле обеспечения безопасности на транспорте. В прицел журналистского внимания сегодня попало законодательство, так как именно оно первоначально формирует правила "игры" и объемы финансирования. В принципе, Security News интересует прежде всего техническая составляющая обеспечения безопасности на транспорте, но без знания перечня нормативных документов, регулирующую данную сферу, не обойтись.
Где взять термины и определения в сфере транспортной безопасности
Итак, пристальное внимание законодателя к транспортной безопасности как составляющей государственной безопасности впервые нашло своё отражение в принятом Государственной Думой РФ 19 января 2007 года Федеральном законе "О транспортной безопасности". Как законопроект этот документ оформлен и одобрен правительством ещё в 2004 году. Вообще же тема транспортной безопасности была поднята ещё раньше компаниями рынка безопасности, периодически заглядывающими в будущее.
Однако не будем углубляться в ныне уже не очень важные времена транспортно-безопасного "беззакония", хотя и там было достаточно интересных цифр и встреч.
Принятый закон является базисным для всех последующих нормативных документов, ибо в нем заложен, как и должно быть, понятийный аппарат и прописаны права и обязанности. По идее, после принятия закон должен обрастать достаточно большим количеством подзаконных актов, разъяснений, в конце-концов в него должны вноситься неизбежные правки. О правках -- всего было сделаны правки 5 пунктов статей, и это в 4 редакциях закона.
Прошло время, делались какие-то кадровые перестановки в органах власти, депутаты занимались другими вопросами. Информационное поле 2008-2009 гг. в сфере транспортной безопасности в основном наполнено сообщениями о проведенных презентациях технических средств обеспечения безопасности.
Как программировали транспортную безопасность
Нормотворческая деятельность активизировалась в 2010 году, о чем свидетельствует вышедший 31 марта 2010 года Указ за № 403 "О создании комплексной системы обеспечения безопасности населения на транспорте". Уже 30 июля 2010 года Распоряжением правительства за № 1285-р принята "Комплексная программа обеспечения безопасности населения на транспорте", разработанная согласно приведенному Указу.
Суть Программы состояла в определении принципов финансирования, создания и реализации комплексной системы безопасности на транспорте с учетом требований "смежных" законов - "О транспортной безопасности", "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и "О противодействии терроризму".
Реализовать Программу планировалось за 2010-2013 гг. в 3 этапа. На все этапы планировалось выделить 46749,2 млн. рублей.
В том же 2010 году опубликован Минтрансом Приказ "О Порядке установления количества категорий и критериев категорирования объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств".
Программа -- это, как известно, ещё не реально действующая система. Чего-то не хватало для "рывка". И рынок безопасности многоопытно ждал, когда будут соответствующим образом простимулированы некие исполнительные органы.
Как замотивировать исполнителя
Ожиданный сюрприз для Минтранса РФ и ему подчиненных структур подготовил Совет Федерации, одобрив 14 июля 2010 года подписанный ранее Президентом Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с обеспечением транспортной безопасности". Напомним, что этим законом была введена уголовная ответственность не только за нарушение правил безопасности на транспорте, но и за неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры. Отдельной строкой была прописана административная и уголовная ответственность на всех типах транспорта. Законом приняты соответствующие изменения в УК РФ, УПК РФ, КоАП РФ.
Будем считать, что законодательная и высшая исполнительная ветви власти вооружились набором "горчичников" и передали инициативу прямым исполнителям. Зрители, т.е. общество, застыли на трибунах и озираются в поисках рамок металлоискателей, суровых секьюрити на входах, и ждут выхода на поле команды исполнителей с инструментами безопасности и инструкциями к ним.
"Отдать мяч" исполнителям не значит потерять контроль над ним, так и Счетная палата РФ одним глазком приглядывала за выполнением "Комплексной программы обеспечения безопасности населения на транспорте". И хотя отчет о выполнении программы, принятый коллегией Счетной палаты 30 декабря 2010 г. носит гриф "Для служебного пользования", в СМИ просочилась информация о выводах по недостаточной эффективности вложенных средств и недостаточному же выполнению мероприятий по технической оснащенности комплексной системы безопасности на транспорте. Но промежуточный отчет -- это ещё не приговор, работы продолжаются.
Где изложены требования к инженерно-техническим средствам обеспечения безопасности на транспорте
В качестве непосредственного руководства к оснащению техническими средствами обеспечения безопасности можно считать прямые нормы разработанных Минтрансом таких документов, как:
Данные документы (каждое -- более 40 страниц) содержат требования к большому количеству организационных мер, от создания штатной структуры на объектах транспортной инфраструктуры и задач её субъектов, до дресс-кода охранников на территории вокзалов и станций.
Но именно эти документы и дают нам ответ на вопрос о том, как реализуются инженерно-технические системы обеспечения транспортной безопасности: как и чем оборудованы досмотровые зоны (металлодетекторы, сканирующие порталы, рентгенотелевизионные установки); где и для кого будут устанавливаться системы контроля и управления доступом; каким требованиям должны отвечать системы видеонаблюдения, сроки хранения видеоинформации; как должен быть организован обмен и аккумулирование видеоинформации , полученное с помощью камер видеонаблюдения, установленных разными службами и имеющими подчиненность как транспортникам, так и территориальным органам власти. Последний вопрос особенно важен в силу того, что во многх городах России, крупных и не очень, набирает обороты реализация программ "Безопасный город", в рамках которых диспетчера ведут видеомониторинг криминогенных зон городов, мест скоплений людей, тех же объектов транспортной инфраструктуры. Видеоналитика и архивирование видеоинформации в рамках этих систем видеонаблюдения -- обязательные функции, а если ещё интегрировать в "Безопасный город" и системы обеспечения транспортной безопасности, то результат может быть поразительным.
Отдельно заметим, что обеспечить такое требование, как распознавание лиц -- достаточно дорогой функционал в системах видеонаблюдения, и, по информации Security News продаж таких модулей для систем видеонаблюдения за последние 2 года практически не было. Полевые испытания в США и Великобритании показали что существующие системы распознавания лиц не способны работать с камерами видеонаблюдения, которые направлены сверху вниз.