23.05.2011
Великобритания в мировой отрасли безопасности характеризуется двумя словами английского происхождения: "чемпион" и "пионер". Чемпион -- по количеству камер, а пионер -- в решении проблем, которые влечёт за собой формирование столь громадного количества видеоинформации. Внимательно наблюдая, с одной стороны, за действиями первопроходцев, а с другой -- за ростом количества систем видеонаблюдения в России, продолжаем публиковать материалы британского МВД. Сегодня ведомство мужественно пытается навести порядок в сфере видеонаблюдения в условиях отмены внутренних паспортов и общенациональной базы персональных данных. Наверняка с подобными проблемами столкнутся все цивилизованные страны, и готовый опыт их решения может оказаться очень кстати. Дотошный читатель найдёт в этом материале и много полезной информации маркетингового характера: Руководство по видеонаблюдению предъявляет определённые требования и к организациям, эксплуатирующим системы видеонаблюдения, и к производителям оборудования. Становится более понятной мотивация "конечника" при введении мер регулирования. Которые, несомненно, в своё время появятся и в нашей стране -- хорошо бы было, если бы они оказались адекватными и прошли предварительное обсуждение, как это было организовано британцами.
МВД Великобритании приступило к трёхмесячному обсуждению нового Руководства по видеонаблюдению и автоматизированному распознаванию номерных знаков автотранспорта. Обсуждение открытое, и в нём могут принимать участие как операторы систем видеонаблюдения, так и представители "широких кругов общественности". Толчком к апдейту знаменитого документа стал представленный в Палату общин британского парламента 11 февраля этого года Билль о защите свобод. В соответствии с духом этого документа предлагается сделать применение технологий "более пропорциональным и эффективным".
В числе предложений, подлежащих обсуждению, значатся следующие:
- создание перечня действий, которые следует предпринять организациям-операторам систем видеонаблюдения до момента установки новых камер, чтобы убедиться, что их применение является совершенно необходимым;
- разработка промышленных стандартов на оборудование, гарантирующих его надёжность, эффективность и достаточное качество изображения приемлемого формата;
- публичное распространение информации о системах видеонаблюдения в местных сообществах путём консультаций с полицейскими силами и органами власти на местах, обеспечение более адекватного информирования общественности;
- решение о разработке более подробных инструкций, касающихся сроков хранения данных в видеосистемах и распознавания номерных знаков автотранспорта.
Ниже мы публикуем в адаптированном виде выдержки из министерской записки, призванной инициировать обсуждение содержания нового Руководства. Вопросы "от скептика" значатся в тексте оригинала в качестве примеров для затравки.
Стадия проектирования систем
Основным принципом применения камер видеонаблюдения -- как в настоящем, так и в будущем -- является пропорциональность их использования. Это означает, что ещё на стадии рассмотрения предложений о применении технологий видеонаблюдения организациям следует произвести всесторонний анализ целей и задач, предполагаемой отдачи и возможных побочных эффектов. Для этого может использоваться целый ряд средств, к примеру, в Руководство могут быть включены перечни контрольных вопросов и сводки лучших практик, которые позволили бы организациям упорядочить процессы предварительного анализа и прийти к сбалансированным заключениям. К примеру, это могут быть соображения следующего характера:
- является ли предлагаемая инсталляция частью специально разработанной либо интегрированной стратегии безопасности;
- в чём заключается главная цель применения видеонаблюдения и какие выгоды организация планирует извлечь из использования видеонаблюдения;
- оценка того, насколько достижима эта цель с применением имеющихся технологий;
- имеются ли альтернативные способы достижения цели;
- всё ли готово к внедрению видеонаблюдения, или для этого ещё только предстоит разработать какие-либо меры и процедуры;
- оценка ущерба от внедрения видеонаблюдения (окружающей среде, личной неприкосновенности граждан, непропорциональности применения и пр.);
- анализ ценности системы видеонаблюдения с точки зрения планируемых затрат;
- необходимость согласования с организациями-партнёрами;
- необходимость согласования с общественностью либо определённой группой граждан, интересы которой в наибольшей степени могут быть затронуты при введении видеонаблюдения;
- обоснование постоянной потребности в эксплуатации стационарной системы видеонаблюдения.
ВОПРОСЫ СКЕПТИКА:
- И это всё? Список вопросов для предварительной проработки явно неполон.
- А есть ли у МВД примеры уже существующих "лучших практик" в данной области? Ведь всё только лишь начинается.
|
Техническая стандартизация
На рынке в настоящий момент присутствует огромное количество оборудования и систем (в частности, это касается видеонаблюдения). Сами камеры существенно различаются по техническим характеристикам и функциональности, а также по форматам, в которых производится передача и сохранение видеоданных. Это вызывает ряд проблем, требующих решения. Учитывая то, какие ресурсы уже вложены в системы видеонаблюдения и автоматического распознавания номерных знаков автотранспорта, предполагается, что они должны работать надёжно и эффективно, а главное -- формировать изображения, отвечающие целям, в которых эти системы внедряются. Это определяет, соответственно, требования к качеству (то есть разрешению), типу/степени компрессии и средствам хранения записанных данных.
...
Полную версию читайте в электронном журнале Security Focus >>