12.08.2013
По итогам масштабного исследования, криминальная статистика находится в прямой зависимости от изменений климатической обстановки. При этом играют роль даже небольшие отклонения температуры либо увеличение числа ненастных дней.
Команда исследователей, сопоставив прогнозируемые изменения климата на Земле со статистическими данными по преступности, пришла к выводу, что в свете изменяющихся погодных условий глобальная криминальная обстановка имеет тенденцию к ухудшению. В Калифорнийском университете Беркли учёные установили прямую математическую взаимосвязь ряда климатических показателей с уровнем конфликтности, проявляющуюся на всех континентах. Изучив результаты более чем шести десятков исследовательских проектов, оперирующих данными за последние несколько веков, команда пришла к ошеломляющим выводам, подтверждаемым конкретными событиями. Например, в Индии в периоды засухи наблюдаются существенные всплески домашнего насилия, а в Соединённых Штатах в жару подскакивает частота разбойных нападений, изнасилований и убийств.
В опубликованном по итогам проекта отчёте глобальное потепление почти в открытую называют виновником многих крупных конфликтов — от этнических столкновений в Европе до гражданских войн в странах Африки. Тем не менее, учёные прямо предостерегают от попыток «свалить всё на погоду»: за каждым конкретным проявлением насилия, естественно, стоят свои причины. Отчёт стал пищей для размышлений: предстоит ещё правильно интерпретировать обнаруженные закономерности. Причинами крупных конфликтов, как мы привыкли считать, являются по большей части экономические диспропорции и перемены. Однако то, что здесь играет роль физиологическая реакция людей на изменения температуры окружающей среды, может определённым образом повлиять на методики стратегического прогнозирования.
Глобальный вывод из исследования состоит в том, что повышение средней температуры неминуемо приведёт к росту показателей криминальной статистики. Рост среднегодовой температуры на два градуса приводит к увеличению количества преступлений против личности примерно на 15%, причём вероятность групповых конфликтов на отдельных территориях может при этом вырастать на 50%.