21.09.2010
Хотя в Соединенных Штатах не было успешных терактов на железной дороге, по мнению государственных органов, степень защищенности железнодорожного транспорта от террористической угрозы следует увеличить. Возможно, эту задачу помогут решить некоторые новые технологии.
Согласно недавно опубликованному докладу Главного контрольного управления США, на американских железных дорогах следует усилить меры безопасности -- в первую очередь это относится к обнаружению взрывчатых веществ. Хотя железнодорожная сеть Соединенных Штатов не подвергалась успешным атакам террористов, угроза террористических актов с применением самодельных взрывных устройств "является существенной", и поэтому управление рекомендует оценить возможности новых технологий по детектированию взрывчатки на железнодорожном транспорте.
Сообщается, что железнодорожная сеть США фигурировала в планах ряда предотвращенных терактов, некоторые из которых должны были совершиться на рельсовом транспорте Нью-Йорка. В главном контрольном управлении подчеркивают, что они не делают каких-либо рекомендаций в области правил и процедур, указывая лишь на необходимость дальнейшей оценки потенциальной эффективности ряда технологий.
Такие применяющиеся сейчас на железнодорожном транспорте средства защиты, как рентгеновская съемка, обнаружение следов взрывчатки и портативные детекторы, "продемонстрировали хорошие эксплуатационные возможности", но новые технологии, вероятно, позволят добиться большей эффективности и увеличить степень защищенности от террористической угрозы. В частности, это относится к обнаруживающим следы взрывчатки порталам, передовым визуальным средствам и системам обнаружения взрывчатки на расстоянии.
Однако, как сказано в докладе, "для определения предположительной производительности этих систем на железнодорожном транспорте потребуется больший эксплуатационный опыт". Для эффективного применения специальных средств также понадобится более плотное взаимодействие между государством, охранной отраслью и железнодорожными компаниями.
Раздробление ответственности между федеральными агентствами, железнодорожными компаниями и отраслью безопасности может усложнить принятие решений по финансированию и внедрению технологий обнаружения взрывчатых веществ. Поэтому, как указано в документе, становится особенно важным установление тесного контакта между всеми вовлеченными в решение проблемы сторонами.
В России же проблема терроризма на железной дороге, к сожалению, далеко не так умозрительна -- теракты или их попытки случаются с печальной регулярностью. На Северном Кавказе пока что основной способ обеспечения безопасности полотна -- это хорошо зарекомендовавший себя в годы войны "саперный поезд": локомотив, толкающий перед собой две платформы с песком. Российские железные дороги планируют потратить $100 млн на развертывание беспрецедентной по масштабам сети видеонаблюдения вдоль путей сообщения. n