11.12.2006
Эрмитаж предъявил ценности, которые много лет были в запасниках, потом -- в ломбардах и лишь полгода назад -- в списках утраченного. По случаю своего дня рождения музей решил устроить выставку находок: 31 предмет -- это примерно седьмая часть из того, что было похищено.
Ежегодно Эрмитаж посещают два с половиной миллиона человек. Теперь ни один шаг посетителей и хранителей не останется незамеченным. В музее все еще не забыли, что экспонаты пропали именно из запасников. Камеры видеонаблюдения -- повсюду. Даже директорский подъезд Эрмитажа -- под контролем.
Камера снимает беседующего с коллегами директора Эрмитажа Михаила Пиотровского -- за ним тоже следят. 242-й день рождения музей отмечает во всеоружии. Даже ежегодное собрание сотрудников носит название "Штормовая погода". В музее не любят вспоминать, что в краже участвовали хранители.
"За всякую кражу из музея нужно отрубать одну руку или две. Это не имеет отношения к Уголовному кодексу", -- считает Пиотровский.
Обычная экскурсия по залам музея. Трон императора, шедевры Леонардо -- всего около трех миллионов экспонатов. Расхожая фраза: чтобы обойти музей, останавливаясь у каждого предмета всего на минуту, понадобится 11 лет. Впрочем, сегодня хватило бы получаса, чтобы увидеть иконы и ювелирные изделия, прославленные за последние месяцы. На выставке с символичным названием "Возвращение" представлены украденные из Эрмитажа экспонаты. Всего их 31.
Лилия Анатольевна поражена, как могли пропасть экспонаты из бронированного зала, и рада, ведь если бы не кража, возможно, эти предметы никто бы и не увидел. Они хранились в фондах отдела русского искусства и выставлялись крайне редко -- просто не имеют особой ценности.
"Это вещи, которые часто встречаются. Сами по себе они не очень интересны, но на выставках они играют", -- подчеркнул Михаил Пиотровский.
История, которая могла бы стать сюжетом для популярного детектива. Ларису Завадскую называли "гением места", она была классным искусствоведом и умерла в начале плановой проверки в фондах музея. Но, по версии следствия, именно Завадская выносила экспонаты и продавала их в антикварные магазины. Под стражей находится ее муж. Возможно, он тоже сбывал краденые эмали и посуду.
"Самый первый предмет -- икона "Собор всех святых" -- мы обнаружили в подворотне дома на Рылеева. Ниже -- крест. Его нашли по звонку на Московском вокзале", -- рассказал начальник антикварного отдела ГУВД Санкт-Петербурга Владислав Кириллов.
Иногда они действительно возвращаются. Из 221 предмета осталось вернуть 190. Впрочем, это работа милиции. А в музее думают о другом. Новая система видеонаблюдения -- это подарок Эрмитажу от самого Эрмитажа, ведь здесь хранятся экспонаты, несоизмеримо более драгоценные, чем те, которые похитили.