15.12.2004
Так уж случилось, что когда накануне в Югорске уральский полпред Петр Латышев проводил заседание антитеррористической комиссии Уральского округа, в Южном опять случилась серьезная неприятность -- в Дагестане в результате террористического акта произошел взрыв магистрального газопровода. Сие тревожное обстоятельство стало своеобразным восклицательным знаком для всех участников совещания в Югорске. Ибо именно о том, как обеспечить безопасность весьма внушительного количества ниток газо и нефтепроводов, проходящих по территории УрФО, и говорили на антитеррористической комиссии.
Официально тема заседания звучала так:"О мерах по предупреждению актов терроризма на объектах добычи углеводородного сырья и магистральных трубопроводах на территории Ханты-Мансийского, Ямало-Ненецкого автономных округов и Тюменской области". Учитывая, что в силу географического и экономического своеобразия в УрФО сосредоточено свыше 90% общероссийской добычи газа и более, чем 65% нефти, которые, естественно, бегут к потребителям по транспортным системам, начало коих лежит в том же УрФО, понятно что тема обсуждалась более, нежели актуальная.
Всего трубопроводным транспортом России ежегодно перекачивается до 920 млн т углеводородов, из них грузооборот магистрального транспорта составляет около 30%, а в УрФО эта цифрам много выше -- 74%. При этом на территории округа в промышленной разработке находятся более 200 нефтяных и газовых месторождений, эксплуатируются около 500 объектов повышенной взрыво и пожароопасности, а общая протяженность магистральных газо-нефтепроводов составляет более 40 тысяч километров. И все это как-то надо обеспечить охранными мероприятиями. Стоит заметить, что, естественно, само заседание было крайне закрытым для прессы, потому как пособие для возможных террористов никто, конечно, помогать составлять не собирался. И все же кое-какие детали власть -- полпред, правоохранители, руководство субъектов Федерации и муниципальных образований, где сосредоточены углеводородные транспортные артерии, -позволили предать огласке.
Петр Латышев во вступительном слове напомнил об аналогичном совещании, которое прошло 2 года назад. Оказалось, что часть из принятых тогда решений, была реализована, а часть нет: " Два года назад мы уже обсуждали эти вопросы и пришли к выводу, что невозможно положительно оценить ситуацию с безопасностью и наметили ряд конкретных мер. На сегодня целый ряд принятых решений удалось реализовать. И в целом безопасность объектов ТЭК и трубопроводов обеспечивается на удовлетворительном уровне. Но мы считаем, что уровень безопасности должен быть еще выше. Было принято решение об утверждении стандартов безопасности по каждому объекту и на основании этого принимать конкретные решения".
Стандарты безопасности, о которых упомянул полпред, включают в себя, надо сказать, целый спектр позиций, в числе коих не только организационные и технические мероприятия, но и грамотные кадры. Но пока что точного определения этих самых стандартов для самых различных объектов не выработано, что, кстати, в серьезной степени волнует практиков. Вот что говорил по завершении заседания глава "Тюменьтрансгаза" Павел Завальный: "Что касается антитеррористических мероприятий, то мы приняли ряд решений для повышения безопасности. Это и реорганизация служб безопасности, комплектование профессиональными людьми, система видеонаблюдения. Хочу сказать, что в Свердловской области мы все компрессорные станции оснастили видеонаблюдением. И в реальном режиме времени можно контролировать весь периметр. Надо разрабатывать стандарты промышленной безопасности, стандарты антитерророристической безопасности по всем направлениям.
Допустим, есть объект. Какое он должен иметь ограждение: забор , "сетка рабица" или это железобетонный забор, какой высоты этот забор? Сегодня таких стандартов нет. Надо определиться со всем: нужна -- не -- нужна система видеонаблюдения, какой она должна быть: только наблюдать или записывать, какие камеры ставить? Нужно понять, какая система защиты даст эффект, определить стандарт и потом делать все необходимое, чтобы этот стандарт реализовать. Да, конечно, требуются затраты, но это необходимо. Я даже после комиссии одну фразу записал: безопасность дешевой не бывает!".
Кроме собственно антитеррористических мер существует и еще один важный момент в обеспечении режима безопасной эксплуатации наших магистральных трубопроводов. Это вопросы реконструкции самих систем. В целом по России более 20 лет эксплуатируется 35% газопроводов и 75% нефтепроводов, а более 30 лет 15% газопроводов и 37% нефтепроводов. При этом до 40% продуктопроводов от общей их протяженности полностью амортизированы! Правда, понимая проблему, все, кому это положено по должности, с 2002 года несколько напрягли усилия и увеличение объемов средств в финансировании профилактических и ремонтных работ составляет 10-20% к прежним объемам. Но этого все-таки крайне мало.
Правда, не у всех все так грустно. Павел Завальный: "У нас главный террорист -- это не сам террорист, а производственный брак, коррозия газопроводов. И бывает, что происходят аварии и на газопроводах, и на компрессорных станциях. Мы с этим системно боремся: проводим диагностику, у нас есть программа капительного ремонта и реконструкции, она расписана по годам. Думаю, что через два года мы достигнем абсолютного показателя, когда не будет промышленных аварий совсем."
Чем закончилось совещание в Югорске поведать прессе уральский полпред по понятным причинам сцперсекретности смог лишь в общих чертах, но ноток тревоги в его словах не звучало: "Мы поддерживаем работу антитеророристической комиссии ХМАО-Югры. Она работает эффективно, было принято немало решений и они реализуются. Мы отметили работу и антитеррористической комиссии ЯНАО и юга Тюменской области. В регионах реально эффективно функционирует вся система антитерорристической безопасности. Мы считаем, что принятие дополнений в закон "О борьбе с терроризмом", где будут представлены более широкие права субъектам Федерации. Это позволит проводить более эффективно мероприятия предупредительного характера. Для меня важно было понять, что представители ТЭК реально стали заниматься вопросами обеспечения безопасности. Мы почувствовали, что органы субъектов Федерации реально влияют на положение дел в этой сфере. Это все дает уверенность в том, что здесь люди будут защищены, будут защищена экономика и предприятия ТЭК".