20.07.2012
К осени консьержи могут исчезнуть из большинства московских подъездов. С 1 июля власти столицы перестали выплачивать субсидии, покрывавшие значительную часть их зарплаты. Причина, а скорее, возможно, предлог — видеонаблюдение в подъездах.
Масштабы преобразований озвучил 19 июля на расширенном заседании с руководством столичных силовых ведомств мэр Москвы Сергей Собянин. Он заявил, что до конца года видеонаблюдение должно появиться в большинстве жилых подъездов города. Во дворах за полгода установят 8 тысяч камер, в подъездах — ещё 4 тысячи. Наверное, именно на это направят теперь и сами средства, которые раньше шли консьержам.
Субсидии на оплату труда консьержей появились в Москве в 1999 году и за десятилетие выросли с 1 до 18 тыс рублей на каждого дежурного. Однако эти деньги поступали не напрямую, и до самих работающих доходило гораздо меньше. С начала 2012 года субсидии стали, наконец, переводить сразу в управляющие компании. Получаемая таким образом зарплата консьержа, работающего только в дневную смену, составляла 11,1 тыс. руб. Но с 1 июля эта система была отменена.
Жители подъездов доплачивали консьержам в том случае, если хотели, чтобы их зарплата была больше или чтобы дежурство в подъезде велось круглосуточно. Типичный взнос с одной квартиры составлял 200-400 рублей. Однако абсолютно в любом подъезде существовала проблема собираемости этих денег. Причём зачастую платить за консьержей отказываются не наиболее бедные жильцы, а вполне благополучные — те, кто регулярно тратит круглые суммы, скажем, на путевки со скидкой в тайланд или на очередную смену "очень крутой тачки" на "очень-очень крутую".
Именно плохая собираемость сумм, утверждённых на общем собрании подъезда, и является тем механизмом, который тормозит всякие попытки увеличить эти самые суммы. И теперь, когда перед каждым подъездом, где есть консьержи, встанет вопрос о значительном увеличении собираемых на них денег, в подавляющем большинстве случаев это кончится отказом от них в принципе. Но не сразу, а с попыткой собрать с жильцов то, что собрать невозможно.
Некоторый оптимизм внушает лишь опыт тех домов, где камеры уже стоят год или два. Во многих из них консьержи вполне существуют и без дотаций, причём речь идёт о самых обычных домах, не элитных и не новостройках. Смогут ли пойти по этому пути те, кто остался теперь без субсидий? Скорее всего, разделятся на тех, кто сможет, и кто не сможет.
При этом существуют очень большие сомнения в том, что видеонаблюдение станет достойной заменой консьержей. Любая более-менее вменяемая старушка, которая знает большинство жителей подъезда в лицо и задаёт всем посторонним один простой вопрос: "В какую квартиру вы идёте?", значительно превосходит камеру по эффективности защиты покоя жильцов.
Оценить же работу самих камер общественность, как правило, не в силах. Её просто не пускают в те центры мониторинга, куда должно стекаться всё изображение. И большинство жильцов не верит, что камера в подъезде вообще что-то показывает. О случаях раскрытия с помощью подъездного видеонаблюдения каких-то преступлений или хотя бы расследования мелких инцидентов тоже ничего не слышно. Так что о деньгах, которые с начала полугодия не идут более на зарплату консьержей, большинство граждан скажет, что они снова оказались распилены где-то в недрах местных ОВД или в системе ЖКХ. Даже если на самом деле это не так.