27.06.2013
Для минимизации риска в системах контроля доступа сегодня повсеместно рекомендуется применять двухфакторную идентификацию — комбинацию двух и более методов авторизации пользователя («нечто вам известное», «нечто у вас имеющееся» и «нечто свойственное лишь вам»).
С одним из простейших примеров двухфакторной авторизации вы сталкиваетесь, снимая наличные деньги в банкомате: для этого требуется пластиковая карта («нечто у вас имеющееся») и пин-код («нечто вам известное»). В учреждениях здравоохранения факторами идентификации зачастую являются проксимити-карта, используемая медработниками для входа в здание больницы, и персональный код либо пароль. То есть, доктор прикладывает к считывателю карту, а затем вводит на клавиатуре набор цифр.
Это просто и относительно быстро. Однако нет ли здесь подвоха — не пришлось ли пожертвовать безопасностью ради этой простоты?
Проксимити-карта под пристальным взглядом
К сожалению, использование карт доступа совместно со вводом паролей не является столь защищённым методом контроля доступа, каким он кажется на первый взгляд. Конечно, такая комбинация является более безопасной, чем простой ввод пароля, однако о серьёзной степени надёжности здесь говорить уже не приходится. Проксимити-карты используются в системах контроля физического доступа на объекты на протяжении более чем трёх десятилетий, а в настоящее время с их помощью осуществляется также управление доступом пользователей в компьютерные сети. Однако хороши ли проксимити карты для контроля доступа на объекты здравоохранения?
В каждую проксимити-карту «зашит» фиксированный идентификационный номер, называемый серийным номером карты (card serial number, CSN) — а передача его на считыватель осуществляется в открытом, незашифрованном виде. Серийный номер карты привязывается к личности пользователя. Иными словами, фиксированный идентификатор CSN играет роль имени пользователя, и его использование в паре с паролем или PIN-кодом позволяет провести в рамках СКУД операцию, аналогичную входу в компьютерную сеть.
Новые карты радиочастотной идентификации, помимо хранения серийного номера, позволяют записывать и сохранять на карте и другие данные, шифровать информацию при записи и передаче, а также позволять безопасный обмен данными со считывателями. Однако всё это используется лишь для контроля физического доступа и не применяется при обеспечении доступа в компьютерные сети. Меры повышенной защищённости должны внедряться по согласованию с производителем карт, к тому же их применение снижает скорость обмена информацией при идентификации пользователя; не всё просто здесь обстоит и с совместимостью карт с различным оборудованием аналогичного типа. Поэтому в большинстве программных решений персональной идентификации используется только лишь фиксированный код, не привязанный к конкретному технологическому исполнению карт.
Получается, что у всех радиочастотных карт есть некиё «общий знаменатель» — серийный номер карты, работа с которым осуществляется быстро и без лишних хлопот с совместимостью. Однако при отсутствии шифрования номер этот достаточно просто перехватить, а саму карту клонировать. Таким образом, карточная система является всего лишь вариацией комбинации логин/пароль.
В большинстве решений с использованием проксимити-карт процедура ввода пароля фактически опущена. Но даже там, где она предусмотрена, производители позволяют конечнику использовать «упрощённую» процедуру входа (grace period), когда ввод пароля требуется не при каждой попытке авторизации. То есть, в начале рабочего дня требуется предъявить карту и ввести PIN-код, а в следующие 4-8 часов предъявитель карты может проходить через точку доступа беспрепятственно. Понятно, что произойдёт, если в этот интервал времени карта будет утеряна либо украдена: её сможет использовать кто угодно, даже не зная пароля.
...
Полную версию статьи «Двухфакторная авторизация в СКУД», читайте в электронном журнале Security Focus.