20.05.2013
Самые успешные центры мониторинга, которые мне приходилось видеть своими глазами, вовсе не были самыми технологически продвинутыми. Однако у них было нечто общее — отличный баланс между подходом к руководству, принципами управления и организацией рабочих процессов. Всё это вместе позволяет вникнуть в суть видеонаблюдения на объекте, правильно выстроить приоритеты и правильно организовать поиск нештатных ситуаций на операторских экранах.
В идеале видеонаблюдение является частью стратегии управления деятельностью организации, однако в реальности всё отдаётся на откуп существующим рискам либо личности начальника охраны. В случаях, когда руководство проявляет интерес к видеомониторингу, всё операторское подразделение испытывает прилив энтузиазма — даже если визит топ-менеджера оказался чисто случайным событием.
Периодические посещения поста мониторинга следует вменить в обязанность руководящему звену — при этом необходимо не просто заглядывать в дверь, а проводить обсуждения и беседы с личным составом, объясняя сотрудникам общий контекст происходящих в организации событий. Чтобы они смогли сами понять, приносят ли они пользу и выгоду организации. В работе над консалтинговыми проектами приходилось встречать руководителей, которые пытались принимать решения о сокращении расходов на охрану, будто бы эти затраты являются чем-то рутинным вроде расходов на туалетную бумагу. Такие «боссы» едва представляли себе, чем может заниматься операторское подразделение, однако, столкнувшись с реальностью, приходили в радостное возбуждение: надо же, какое, оказывается, полезное дело делают эти парни, сидящие перед мониторами. Однажды пришлось наблюдать, как руководитель крупного объекта национального масштаба, не стесняясь и буквально разинув рот, слушал, как профессиональный оператор расшифровывал язык телодвижений людей в ходе просмотра видеозаписи происшествия.
С точки зрения практики, большинство процессов наблюдения определяется функциями службы охраны, ответственной за стратегию защиты вверенного ей объекта. Стратегию это необходимо встроить в сам процесс осуществления мониторинга и постоянно сопоставлять с ней рабочие процессы операторского подразделения. Многие менеджеры, единожды соотнеся рабочие процессы со стратегией, передают дальнейший контроль в вЕдение начальника центра мониторинга. Это, возможно, является одним из самых слабых мест в процессах согласования управления.

Многие начальники центров мониторинга имеют определённый опыт работы в физической охране, однако при этом не имеют никакого образования по специальностям, связанным с видеонаблюдением. В результате их общение с операторами происходит в урезанном объёме. Постоянно занимаясь тренингами специалистов в области наблюдения и интерпретации языка телодвижений, я нередко обнаруживаю, что когда высокопрофесиональные операторы, набравшись новых знаний, возвращаются на рабочие места и пытаются применить полученные новые знания, они не находят понимания у своих непосредственных начальников. Это одна из главных причин того, что результаты работы центров мониторинга далеки от требуемых: квалификация операторов в общем случае растёт быстрее, чем профессиональный уровень тех, кто ими руководит.
...
Полную версию статьи «Согласованное управление — залог эффективности. Какой фактор является важнейшим для успешной работы центра видеомониторинга?», читайте в электронном журнале Security Focus.