07.12.2009
Уточним определения: прилагательным "активное" наш переводчик перевел термин "pro-active" (чуть более точно его значение передается словом "опережающее"). Слово "реактивный" (reactive) здесь означает "основанный на реакции на определенные действия". Тема эта уже неоднократно обсуждалась в контексте критики так называемого экстенсивного подхода к видеонаблюдению. Показатели количества камер, относительной площади покрытия и даже раскрываемости преступлений, к сожалению, не имеют отношения к уровню риска, которому подвергаются люди и объекты собственности на обозреваемой операторами CCTV территории. Очередная порция нравоучений от доктора Крэйга Дональда является прекрасной иллюстрацией системного подхода к проблеме реактивности видеонаблюдения. Тому самому врожденному дефекту видеоохраны, с которым надо научиться справляться во что бы то ни стало.
Дискуссии о том, в какой степени видеонаблюдение может быть активным, а в какой -- реактивным, стали уже привычным времяпрепровождением специалистов, однако в последнее время интенсивность их заметно усилилась. Вероятнее всего, это имеет отношение к развитию крупномасштабных систем, где счет идет на сотни камер. Победное шествие макси-систем обнажило общую проблему CCTV как средства охраны и предотвращения правонарушений, а именно -- большие сомнения в ее эффективности.
К примеру, пресса в Соединенном Королевстве просто пестрит материалами, свидетельствующими о диспропорции между ростом общего количества камер и повышением раскрываемости преступлений. Мик Невиль, старший детектив-инспектор Управления визуальной идентификации и опознания Столичной полиции Лондона, постоянно цитируется как автор фразы "на каждую тысячу камер видеонаблюдения приходится менее одного раскрытого преступления". Канал BBC2 сообщает о том, что даже в самых маленьких по размеру муниципальных образованиях Великобритании -- на Шетландских островах и в районе Корби -- установлено больше камер, чем во всем Сан-Франциско (101 и 90 против всего лишь 71). Далее в той же статье утверждается, что в лондонском районе Вондсуорт установлено столько же камер, сколько в городах Дублин, Йоханнесбург, Бостон и Сидней -- всего 1113 единиц.
Несмотря на то, что такие количества камер могут вызвать у впечатлительного читателя ужас, такое количество единиц оборудования вовсе не является запредельным -- в особенности там, где хозяин системы пытается застраховать себя от финансовых потерь. В крупных казино обычно устанавливается порядка тысячи двухсот камер, в алмазных копях и шахтах по добыче драгоценных металлов количество камер также нередко достигает тысячи. Более того -- на такого рода объектах уже достаточно длительное время вся система видеоохраны работает в активном режиме, основанном на раннем обнаружении фактов краж и управлении возможными потерями. Основной особенностью объектов повышенного имущественного риска является то, что на одного оператора обычно приходится не более шести мониторов. Почему так скромно? Ответ прост: владельцы объектов на собственном кошельке убедились в том, что главное при осуществлении видеонаблюдения -- правильно и своевременно классифицировать поведение присутствующих в кадре. Если же работать не в активном, а в реактивном режиме, то в случае "прохлопанного" операторами воровства потери могут оказаться недопустимо большими.

Однако простое противопоставление активного подхода реактивному уже набило оскомину и мало кого впечатляет. Ниже я постарался разбить способы ведения видеонаблюдения на объектах на несколько характерных режимов и описать разницу между этими режимами. Во всех случаях совершенно необходимо, чтобы наблюдение велось соответствующим образом подготовленными операторскими кадрами -- люди должны уметь предвидеть и предчувствовать возникновение нештатных ситуаций, а также твердо знать все признаки, по которым обнаруживаются инциденты на данном конкретном объекте. Специальная тренировка не повредит даже самым опытным сотрудникам: именно она позволяет перевести видеоохрану объекта в активный, опережающий режим.
Активный режим -- раннее обнаружение инцидентов
Характерной чертой этого режима является то, что здесь операторы определяют условия, приводящие к возникновению инцидента, непосредственно в процессе наблюдения. Ключевой момент для ведения операций в таком режиме -- убедиться в том, что операторы обладают достаточным для этого запасом знаний и умений. Как уже упоминалось, исключительно важно понимать набор признаков того, что ситуация может перерасти в нештатную. Чем выше уровень погруженности операторов в ситуацию, знания того, в чем состоит штатный режим функционирования объекта и понимания всех вариантов развития ситуации в зоне ответственности оператора, тем более уверенно персонал сможет считывать детали происходящего в кадре -- возможно даже и до того момента, когда произойдет само тревожное событие. Этот вид наблюдения наиболее интеллектуален, требуя от оператора полной отдачи и нахождения в высоком тонусе -- в каждый момент времени охранник должен понимать, какие признаки он должен искать в кадре, а также правильно оценивать вероятность появления этих признаков в данной ситуации.
...
Полную версию статьи читайте в сентябрьском выпуске газеты Security News или уже сейчас в электронном журнале Security Focus >>