29.03.2013
С 1 апреля на 32 вокзалах России заработают зоны досмотра пассажиров. Для этого закуплено 50 рентгеновских сканеров, 180 рентгеновских же установок для просвечивания багажа, 116 металлодетекторов. Скептики ждут коллапса на вокзалах, а оптимисты подчёркивают, что принципиально вокзал, точнее его часть, связанная с поездами дальнего следования, не так сильно отличается от аэропорта, где подобные процедуры успешно применяются.
В действительности, как заверил всех Минтранс России, речь идёт лишь о выборочном досмотре. Ему будут подвергаться только подозрительные граждане. Для большинства пассажиров и встречающих-провожающих ничего не изменится.
Оборудование уже в основном установлено и подключено. И 1,5 млрд руб. на него уже потрачено. Однако это ещё не всё. Согласно программе обеспечения безопасности на транспорте, принятой в 2010 году, на безопасность на железных дорогах будет выделено 3,9 млрд руб., а на метрополитене — даже 12 млрд. руб. В метро российских городов предполагается создать многоуровневую систему защиты пассажиров от терактов.
Одновременно вокзалы подключают к «интеллектуально-интегрированной комплексной системе безопасности». Она позволит из единого центра в Москве отслеживать ситуацию в залах ожидания и на перронах тех вокзалов, которые на первом этапе охватит система. В систему будут объединяться видеонаблюдение, средства инженерно-технической защиты вокзалов, системы оповещения и управления эвакуацией. На эти цели тоже выделяются немалые суммы.
В том, что комплексные системы безопасности должны применяться на вокзалах, не сомневается никто. Вокзал — очень сложный и уязвимый объект, по которому перемещаются огромные массы людей. Другой вопрос, как именно такие системы должны применяться.
Нет претензий и к самой идее рентгеновского досмотра на вокзалах. Однако на основании опыта, связанного со зданиями аэровокзалов, защита которых с помощью процедуры досмотра так и осталась формальной, многие ожидают, что и на вокзалах сканеры будут слишком часто стоять без дела.
Помимо того, не принят ещё закон, который разрешал бы досматривать людей на вокзалах без их согласия. В том, что наш парламент способен принять такой закон быстро, мало кто сомневается. Но, в любом случае, это уже нельзя сделать к 1 апреля.